Крещение

Мастерская

ПО СТОПАМ ВЕЛИКОГО СЕРГИЯ

Киржачский Свято-Благовещенский женский монастырь
Основанием всякого доброго дела, всякого
доброго намерения, по учению слова Божия,
должна быть вера: без веры угодить Богу
невозможно. Но вера должна быть
православная, основанная на учении
Апостолов и Святых Отцов...

Из "Завещания"
преподобного Сергия Радонежского
духовным чадам.

На западной окраине Владимирской земли, в городе Киржаче, расположен древний Свято-Благовещенский монастырь. Возникновение этого монастыря неразрывно связано с именем великого подвижника и игумена земли русской — преподобного Сергия Радонежского.

Согласно житию Преподобного, после того как он, избегая ссоры с братом, покинул свою обитель на горе Маковец, покинул все, что было создано его трудами, все, что было освящено его игуменским благословением, он направился на северо-восток, сначала в Свято-Троицкий монастырь, настоятелем которого был его сподвижник, собеседник и друг — преподобный Стефан Махрищский, а затем, по его совету, в безлюдное тогда место на реке Киржач.

Согласно преданиям, вместе с ним пришел на это место, с тем чтобы проводить вместе со своим аввою пустынное жительство, его ученик и сподвижник Роман.

Душа преподобного Сергия искала места для уединенной сосредоточенной молитвы, того главного занятия, при помощи которого монах обретает все прочие добродетели, обретает спасение и самое главное, ради чего он предпринимает свой аскетический подвиг, — вселение в него Божественной благодати, явное ему самому соединение со Христом. Стяжавший такое сокровище в душе, свидетельствуют святые отцы, извещен о своем спасении, избавлен от истязаний на воздушных мытарствах, живет здесь на земле жизнью будущего века. Церковное предание гласит: самый удобный способ стяжания совершенства — жизнь безмолвников и отшельников (в том случае, если подвизающийся созрел для такой жизни). И ради этой цели — и молитва, и пост, и бдение, и труд, и одиночество, и перенесение болезней и скудости питания и всего прочего, с чем бывает сопряжена жизнь в пустыне. Часовня над кладезем Преподобного Сергия

Ища удобного места для молитвенного подвига, для прохождения безмолвного жития, преподобный Сергий, сопровождаемый своим учеником Романом, остановился на поросшем лесом высоком берегу реки Киржач. Здесь («на круче», как говорят теперь местные жители) вновь началась для него пустынная жизнь. Здесь своими руками устроили святые подвижники все, что было необходимо для монашеской жизни в пустыне. Здесь руками преподобного Сергия, как гласит предание, был устроен колодец, а точнее, обустроен истекавший из обрыва родник, на вершине которого расположились они на жительство. Отсюда пустынники и брали питьевую воду,

Однако недолго прожили преподобный Сергий и его ученик уединенно. Богу было угодно, чтобы великий светильник не остался сокрытым от людских взоров. Вскоре стали приходить к Преподобному как его ученики из Троицкой обители, так и другие лица, желавшие проводить подвижническую жизнь под руководством великого аввы. Он же не отказывал приходящим и собственноручно помогал им в обустройстве на новом месте. Так постепенно сформировалась братия нового монастыря, и возникла необходимость в построении храма. И по благословению святителя Алексия Московского, был заложен и построен при преподобном Сергии деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Предание сохранило текст удивительной молитвы, произнесенной Сергием при его закладке: «Господи Боже Сил, Иже древле Израиля многими уверивый великими чудесы, и Иже Гедеону руном образ победы показавый! Сам и ныне, Владыко Все-детелю, услыши и мене, раба Твоего, молящагося Тебе! Приими убо молитву мою и благослови место сие, егоже благоизволи создатися во славу Твою, в похвалу же и честь Пречистыя Твоея Матери, чест-наго Ея Благовещения. Да и в том всегда славится имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, аминь!» Святой Преподобный Роман Киржачский

В новой обители был введен общежительный устав, и слава о ней, о духовном преуспеянии братии, о ее духоносном наставнике быстро распространилась по округе. Вскоре Преподобный Сергий возвратился обратно на Маковец, в Свято-Троицкую обитель, а своим преемником в обители поставил преподобного Романа, который получил от святителя Алексия сан иерея и, возможно, сан игумена.

Нам почти ничего не известно о жизни и подвигах преподобного Романа Киржачского. Известно лишь, что он был ревностным учеником и последователем Преподобного Сергия, с юных лет горел огнем любви к Богу. Как и его духоносный учитель, стремился он всем сердцем ко всем евангельским добродетелям, подкрепляя свою ревность, очищая себя от страстей подвигами монашеской аскезы.

С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, — говорит нам слово Божие (Пс. 17, 26); тем более, если будешь стремиться идти по стопам праведника, следовать ему во всем — в мысли, в слове, в деле. Таково было делание преподобного Романа. «Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели. Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно и одна цель, одинаковый успех в достижении цели. Усвой себе мысли и дух святых отцов... Святые отцы достигли цели — спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный Святым Отцам, ты спасешься», — так писал об этом пути ко спасению святитель Игнатий Брянчанинов.

И был преподобный Роман достойным преемником своего аввы и в деле монастырского устроения, и в деле устроения душ человеческих, был духоносным руководителем своей паствы, словом и примером назидавшим на спасительном пути и братию монастыря, и всех приходящих в обитель.

В 1392 году, незадолго до кончины своего учителя — преподобного Сергия, преподобный Роман Киржачский отошел ко Господу и был погребен братией у южной стены деревянного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Ученик великого Сергия так же, как и его учитель, был прославлен чудесами, о чем свидетельствует то, что в древних святцах он значится как чудотворец. Память его стала почитаться особым образом: он был причислен к лику местночтимых Владимирских святых. Преподобному Роману были составлены тропарь и кондак, а над его могилой со временем была поставлена украшенная рака с сенью.

День его кончины — 29 июля/11 августа.

С кончиной преподобных основателей монастыря не запустела Благовещенская обитель. Почитатели памяти преподобного Сергия чтили место, освященное молитвами, подвигами и благословением великого аввы и щедро жертвовали на ее благоустроение, а руководители государства освобождали монастырь от разного рода повинностей и податей. Братия же монастыря, следуя традициям его основателей, благоукрашала монастырь: на месте первой деревянной церкви был со временем построен дивный по красоте Благовещенский собор, позже были построены и другие монастырские храмы: преподобного Сергия, Всемилостивого Спаса и Всех Святых. Сохранялись и поддерживались традиции Преподобного Сергия и в жизни монастырской, что было, видимо, отчасти связано с тем, что Благовещенский монастырь на протяжении почти всей своей истории был приписным к Троице-Сергиевой Лавре. И так же, как и преподобный Сергий, стремилась братия «разумевать на нища и убога», поддерживая сирот, престарелых, нищих, погребая умерших. Рядом с монастырем были построены еще два отдельно стоящих храма (оба в честь Святителя Николая Чудотворца) — на Селивановой горе, рядом с келлиями для престарелых нищих, и другой — на погосте (и там тоже — келлии для нищих). Постепенно вокруг монастыря, так же как и вокруг монастыря на Маковце, стали возникать поселения мирян: сложился целый «куст» деревень и сел, который и составил основу современного города Киржача.

И насельниками монастыря, и жителями города на протяжении столетий усердно почиталось все, что было связано с памятью угодников Божиих, освятивших своею жизнью эти места. Над колодцем преподобного Сергия была построена часовня; чаша с водой из этого колодца, всегда стояла около раки над мощами преподобного Романа, напоминая всем о связи между этими угодниками Божиими, уже не прерывающейся в вечности...

Настали страшные времена коммунистического гонения. По распоряжению властей все монастырские здания были отняты у Церкви. Преданы поруганию святые храмы: Благовещенский собор, храм Всемилостивого Спаса и Всех Святых; частично разрушена и осквернена монастырская колокольня, разрушены рака и сень над мощами преподобного Романа. С особой яростью обрушились гонители на все, что было связано с памятью великого Сергия, — взорван храм в его память, разрушена часовня над колодцем, и в памяти людской даже не сохранилось место расположения колодца, ископанного руками великого аввы.

Как ни старались гонители искоренить, уничтожить все, что напоминало людям о жизни угодников Божиих, совершить невозможное — уничтожить святое место, — им не удалось. И, думается, не случайно именно во времена гонений, во времена запустения церковного как бы особым образом проявилась на месте подвигов преподобных Сергия и Романа милость Божия к людям. Через преподобного Романа посылалась Божия помощь людям именно тогда, когда, как могло бы показаться, все было кончено, все, или почти все, осквернено и забыто.

В конце 20-х годов одна из усердных почитательниц памяти преподобного Романа, жительница деревни Ратьково Киржачского района, пришла к Божественной литургии к Благовещенскому собору в город Киржач, принеся на плечах свою не ходящую от рождения дочку. Было это в день празднования памяти преподобного Романа. Придя к службе задолго до начала, она присела отдохнуть вместе с дочерью на ступеньках Благовещенского храма. Ребенок захотел попить; находившийся рядом благообразный старец в монашеском одеянии предложил ей молока. Отпив немного, девочка поблагодарила старца, который, взяв крынку с молоком, ушел. Через короткое время девочка почувствовала, что болезнь ног исчезает, ей стало гораздо легче. Мать тут же поспешила догнать старца, но, увы, не смогла уже его найти: он исчез. Мать взяла дочку на руки и пошла на литургию в Благовещенский собор. После литургии ребенок полностью исцелился, и возвращались домой мать и дочь уже обе пешком...

Когда они находились в Благовещенском соборе, случилось еще одно чудо: в изображении преподобного Романа (на фреске) они узнали «доброго дедушку», принесшего молоко.

Во время Великой Отечественной войны произошло событие, которому были живыми свидетелями многие киржачане. Однажды в керосиновую лавку-магазин, устроенный в подклети Благовещенского собора, стояла большая очередь. И вдруг стал многим из стоявших виден старец-монах с горящим кадилом в руке, ходящий по крыше собора и кадящий над городом. Православные жители считают явным чудом, милостью Божией то, что на город Киржач во время войны не упала ни одна вражеская бомба, и это несмотря на то, что рядом, всего в километре от города, были военный аэродром и центр подготовки планеристов для засылки во вражеский тыл. Рака с мощами Преподобного Романа

Не оставил Господь и в наше время это место Своей милостью. В 1995 году здесь был открыт женский монастырь. И вновь затеплилась и стала развиваться монашеская жизнь на этом благодатном месте. 12/25 ноября 1997 года состоялось знаменательное событие в жизни монастыря: по благословению владыки Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, были обретены мощи преподобного Романа Киржачского, от которых сразу же стали проистекать чудеса, тщательно фиксируемые насельницами монастыря.

Мастер, который трудился над изготовлением раки для мощей преподобного Романа Киржачского, сообщил, что еще в процессе работы над нею, еще до поднятия мощей, замироточила находящаяся в его доме бумажная икона преподобного. 20 июля 1999 года на этой иконе вновь появились благоухающие маслянистые капли. Свидетелем этого явления был архиепископ Истринский Арсений.

Раба Божия Ольга, жительница Москвы, в течение семи лет была преследуема во время ночных сновидений образом женщины-экстрасенса, к которой она обращалась когда-то по своему неведению; ее мучили тоска и страхи, к тому же никакими средствами невозможно было избавиться от сильнейшей аллергии. Вернувшись домой после паломничества в 1998 году в Киржач к мощам преподобного Романа, она почувствовала себя совершенно здоровой душевно и телесно.

Дочь одной из жительниц Киржача, девятилетняя девочка, перенесла две операции по поводу опухоли в ротовой полости. Но два месяца спустя у нее снова появился нарост под языком. Владимирская больница дала направление в Москву. По совету бабушки, сначала решили сходить помолиться в монастырь перед мощами преподобного Романа. Девочка исповедовалась, помолилась, как могла, вместе с матерью. И после этого, по выражению девочки, ей «как бы сделали операцию»: появилась небольшая боль под языком и, к удивлению всех, опухоль исчезла. (Из «Благовещенского листка». Свято-Благовещенский монастырь. 1999.)

Недавно был освобожден из-под земли источник, который некогда обустраивал своими руками в пустынных дебрях преподобный Сергий. На этом месте обнаружены и остатки фундамента часовни, поставленной когда-то над кладезем Преподобного. Внешний облик часовни остался запечатленным на старинной фотографии. И вот она, воссозданная заботами насельниц монастыря, благочестивыми трудами архитекторов и строителей, снова возвышается над святым источником.

И хотя многое теперь изменилось, в жизни первых подвижников и нелегкой жизни современных насельниц монастыря можно усмотреть немало общего. Но, как бы ни было трудно, какие бы ни встречались сложности, нестроения, обстоятельства, — человек, шествующий стопами угодников Божиих, идет путем твердым, путем прямым. Таков духовный закон, над которым время не властно.

«Идут, идут страшнее волн всемирного потопа, истребившего весь род человеческий, идут волны лжи и тьмы, окружают со всех сторон, готовые поглотить вселенную, истребляют веру во Христа, разрушают на Земле Его царство, подавляют Его учение, повреждают нравы, притупляют, уничтожают совесть, устанавливают владычество всезлобного миродержца. В средство спасения нашего употребим заповеданное Господом бегство (см.: Мф. 24, 16).

Где тот блаженный корабль, подобный ковчегу Ноя праведного, куда бы можно было убежать от волн, отовсюду объемлющих, где бы можно было найти надежное спасение? Ковчег — Святая Церковь, несущаяся превыше волн потопа нравственного и в темную, бурную, грозную ночь с благодушием, твердостью руководствующаяся в пути своем светилами небесными — писаниями святых угодников Божиих. Сияния этих светил несильны скрыть никакая мгла, никакие тучи.

Ковчег достигнет в пристанище блаженной вечности, принесет туда благополучно всех, доверивших ему свое спасение» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 1, гл. 43).

Н. Колчуринский
ДОРОГА К СВЯТЫНЕ из Москвы в Дивеево.
(паломнические заметки)
Издание Свято-Благовещенского женского монастыря

Паломничества

7-10 марта
КАЗАНЬ - ОСТРОВ СВИЯЖСК - РАИФСКИЙ МОНАСТЫРЬ
16-17 марта
КОСТРОМА - НЕРЕХТА - ТЕТЕРИНСКОЕ
23-24 марта
РЫЛЬСК - КУРСК - ОРЁЛ - КУРСКАЯ КОРЕННАЯ ПУСТЫНЬ
30-31 марта
ОПТИНА ПУСТЫНЬ - КЛЫКОВО - ШАМОРДИНО (живоносный источник)
6 апреля
ГОДЕНОВО - АНТУШКОВО - ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ
7 апреля
НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ и САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
13-14 апреля
СМОЛЕНСК - БОЛДИНО
20-21 апреля
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
28-30 апреля
БЕЛОРУССИЯ
8-11 мая
ВОЛГОГРАД - СЕРАФИМОВИЧ
8-12 июня
СВЯТОГОРЬЕ – ПСКОВ – ПЕЧЕРЫ – ИЗБОРСК – КРЫПЕЦЫ – остров ЗАЛИТ
17-30 июня
КРЫМ
11-14 июля
ЗАЛИТ – ПСКОВ – ПЕЧЕРЫ – ИЗБОРСК – КРЫПЕЦЫ
20-23 июля
ЗАЛИТ – ПСКОВ – ПЕЧЕРЫ – ИЗБОРСК – КРЫПЕЦЫ
7-13 августа
ВОКРУГ ЛАДОГИ ЗА 7 ДНЕЙ
18-24 августа
СОЛОВКИ
27-29 августа
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
1-14 сентября
КРЫМ
4-6 октября
БЕЛОРУССИЯ
2-5 ноября
КАЗАНЬ - СВИЯЖСК - РАИФСКИЙ МОНАСТЫРЬ
5-8 декабря
ВОЛОГДА - ТОТЬМА - ВЕЛИКИЙ УСТЮГ
подробно о поездках...