Крещение

Мастерская

Архиепископ Варсонофий Гриневич

Т.М. Иванова ©

В годы Великой Отечественной Русская Православная Церковь словом и делом помогала своему народу, внеся весомый вклад в общее дело победы над грозным врагом. С первого дня войны она четко обозначила свою позицию. 22 июня 1941 года митрополит Московский и Коломенский Сергий /Страгородский/ (1867-1944) обратился ко всем православным верующим страны с письменным посланием «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором заявил, что церковь всегда разделяла судьбу своего народа и которое в тот же день разослано по всем приходам.

Митрополит Московский и Коломенский
Сергий (Страгородский)
Архиепископ Варсонофий (Гриневич),
50-е годы XX века

В тяжёлую пору, когда враг топтал нашу землю, бомбил города, сжигал деревни, убивал женщин, детей и стариков, в церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Хомутово Щёлковского района в июле 1941 года назначен священник Константин Демидович Гриневич (1875–1958).

Родился он 16 мая 1875 года в деревне Катынь Смоленского уезда и губернии. Отец – крестьянин деревни Жуково Духовщинского уезда, мать – дочь диакона села Юсупова Краснинского уезда. Она умерла, когда Константину едва исполнилось два года, воспитанием его занимались дед и бабка по отцовской линии. Люди они были глубоко верующими и стремились дать внуку достойное образование. Обучался он в министерском двухклассном училище1 в селе Досугово. Ученики, закончившие курс, получали право поступать в низшие технические училища и держать экзамены в учительские семинарии. По окончании училища в 1889 году юноша поступил во второй класс Мстиславского духовного училища в Могилёвской губернии, числился «своекоштным» студентом – студентом, обучающимся и содержащим себя за свой счет. В 1898 году, окончив Могилёвскую духовную семинарию по I разряду2, был принят на казенный счет в Казанскую духовную академию.

«Бедный был мой отец, - вспоминал он в день своего Ангела в 1857 году, – и, отправляясь учиться в Казань, получил я всего лишь один рубль от родителя своего»3. Но несмотря на все трудности, в 1902 закончил академию со званием кандидата богословия. В том же году женился на дочери небогатого землевладельца Могилёвской губернии Горецкого уезда, служил учителем русского языка, истории и географии в Горы-Горецком земледельческом училище, потом в Казанском земледельческом училище и Никитском училище садоводства и виноделия вблизи Ялты. В 1908 году поступил секретарем и чиновником особых поручений в Смоленскую казенную палату, одновременно преподавал в мужских гимназиях города Смоленска. В 1911 году назначен казначеем Краснинского уездного казначейства Смоленской губернии, позднее Бельского уездного казначейства Гродненской губернии, с 1914 года податным инспектором этой же губернии и уезда. В 1917–1920 годах заведовал школой 2-й ступени в Горецком уезде Могилёвской области.

Казанская духовная академия
Петропавловская церковь на Луполове в Могилёве

В октябре 1920 года К.Д. Гриневич рукоположен архиепископом Могилёвским Константином /Булычёвым/ во священника и направлен в бедный приход деревни Шарибы Горецкого уезда, чтобы быть неподалеку от могилы рано умершего сына. В 1921 году перешел служить в село Городец того же уезда, а через год по выбору прихожан назначен в Петропавловскую церковь на Луполове в Могилёве и благочинным храмов города. В том же году овдовел.

20 июня 1927 года арестован по обвинению за "распространение ложных слухов о войне с Польшей и об административных ссылках епископов" и приговорён к 5 годам ИТЛ, наказание отбывал в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Попал на работу в лагерное лесничество заведующим каптёркой (склад вещей и инструментов). Позднее протоиерея Гриневича перевели в лесничество как специалиста по лесокультурным новым насаждениям. Управление находилось в Варваринской часовне4. Это было наиболее завидное помещение на Соловках. «Служба в лесничестве была привилегированной: любые часы работы для живущих в часовне, две плиты для варки пищи, готовые дрова, отопление, освещение, комната на троих-четверых, никаких поверок, свобода хождения в любое время из Кремля и в церковь, никакого «вольного надзора», но налет его бывал, например, при общих обысках по всему лагерю. Работы в общем мало: без контроля». – писал в своих воспоминаниях Феодосий (Алмазов), архимандрит, отбывавший в это время срок на Соловках5.

Варваринская часовня

В 1931 году «по болезни и старости» освобожден Комиссией «по разгрузке лагерей» с заменой недостающего срока высылкой в Северный (Онежский) край, а осенью 1932 года отпущен с правом повсеместного проживания.

Дальнейшее служение проходило в Московской епархии. С ноября 1932 года отец Константин служил священником в церкви Троицы Живоначальной села Коньково (ныне в черте Москвы), с апреля 1933 года в селе Низком Егорьевского района, с января 1937 года в деревне Ново-Егорье того же района, с июня 1937 года был за штатом по болезни, с декабря 1937 года в селе Амерево Щёлковского района, с июля 1939 года в селе Новосёлки Пушкинского района, с января 1941 года находился за штатом по болезни, а с июля 1941 года в селе Хомутово Щёлковского района6.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Хомутово.
Фото Т.М. Ивановой 2020 г.

На протяжении всех военных лет церковь непрестанно молилась о даровании победы в борьбе с гитлеровцами. Она всем, чем только можно, помогала фронту. Иногда священники отдавали серебряные ризы с икон, драгоценные наперстные кресты. На нужды фронта церковь собрала более 200 миллионов рублей. На эти деньги построены и переданы в действующую армию танковая колонна «Димитрий Донской» (40 танков Т-34) и истребительная эскадрилья «Александр Невский». Любовь к Родине и ее защита от врагов всегда была заветом всех православных христиан. Верующие особенно горячо отнеслись к призыву о помощи на нужды фронта, на поддержку раненых бойцов и детей-сирот. Они несли не только деньги и облигации, но и драгоценные металлы, обувь, полотенца; приходы организовывали сбор теплых вещей для армии, покупали на церковные средства шерсть для вязания варежек и носков, отправляли готовые изделия бойцам Красной армии7.

Не остались в стороне и жители села Хомутово и его окрестностей. Прихожане церкви Покрова Пресвятой Богородицы собрали 10000 рублей и направили т. И.В. Сталину телеграмму о добровольных пожертвованиях в Фонд обороны8.

Четвертого мая 1943 года из Кремля поступила правительственная телеграмма:

«Председателю церковного совета Хомутовской церкви Щёлковского РИКа Московской области А. Чайникову.

Священнику Константину Гриневичу.

Прошу передать духовенству и членам Хомутовской религиозной общины, собравшим 10000 рублей в Фонд обороны СССР, мой искренний привет и благодарность Красной Армии.

И. Сталин.»9

Вскоре священника перевели в подмосковное село Черкизово, с 1942 по 1945 год состоял благочинным храмов Мытищинского и Щёлковского районов. В конце 1945 года определен настоятелем московской церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

14 декабря 1945 в Патриаршей домовой церкви Макарием /Даевым С.К. (1888–1960)/, епископом Можайским, викарием Московской епархии, пострижен в монашество с именем в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского.

17 декабря 1945 возведен в сан архимандрита, а 30 декабря того же года Патриархом Алексием I в московском Богоявленском соборе во время литургии хиротонисан во епископа Гродненского и Барановичского, 5 января 1946 года прибыл к месту служения. C 9 по 12 мая 1946 года по инициативе епископа Варсонофия и с разрешения местных властей в Гродно состоялся съезд благочинных епархии. После молебна в Покровском соборе о дарованной победе и возглашения многолетия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, Верховному Вождю и воинству, съезд благочинных рассмотрел вопросы епархиальной жизни. Он проходил под руководством епископа Варсонофия. Секретарем был Берестовицкий благочинный протоиерей Владимир Беляев10. Для поднятия квалификации священников, согласно распоряжению патриарха и Синода, было решено в течение лета провести краткосрочные курсы в районах благочиния. Вменено было в обязанность каждому священнику на дому ежедневно читать слово Божие. Постановлено о единообразном по всем церквам, истовом, согласно уставу, совершении богослужения, святых таинств и треб; о неукоснительной проповеди слова Божия в народе; о погружательном крещении; о развитии общенародного пения в церкви и о привлечении церковных чтецов; об обязательном соблюдении духовенством установленных постов и ношении приличной духовной одежды, волос, усов и бороды; о приведении в порядок разрушенных войной церквей и домов11.

При Гродненском епархиальном управлении в 1947 году епископ Варсонофий организовал богословско-пастырские курсы, на которых учились многие священнослужители с разных приходов епархии «…приглашались церковно-служители… для овладения уставным богослужением и развития проповеднических способностей». Проходили они с 9 июня по 9 июля. Перед молебном в домовой архиерейской церкви Владыка Варсонофий разъяснил собравшимся курсантам значение и цель этих курсов. Руководитель курсов, магистр богословия Варшавского университета протоирей Сергий Волынцевич огласил порядок и список дисциплин, по которым шли занятия: по Священному писанию Ветхого и Нового Завета, Каноническому праву, Догматическому богословию, Церковной истории, литургике и др. Особенное внимание уделялось русскому языку. По окончании курсов были проведены экзамены, Владыкой вместе с отцом Сергием перед слушателями курсов «отслужен благодарственный молебен с пожеланием восполнять и умножать полученные знания для успешного служения Церкви Христовой»12.

При нём верующим особенно запомнился крестный ход на реку Неман, который возглавил Владыка в день Богоявления 19 января 1947 года. Это был последний крестный ход, из разрешенных властями города, в первые послевоенные годы13. Сама погода благоприятствовала этому церковному торжеству. Процессия, возглавляемая Владыкой Варсонофием, сонм духовенства в праздничных ризах, хоругви и иконы, два хора – один архиерейский, другой – местного женского монастыря – создавали мощную картину значения этого праздника. «По словам старожилов, Гродно не помнил такой величественной силы и непередаваемой красоты крещенского водосвятия. Трогательно и любовно окроплял водой богомольцев преосвященный Варсонофий. Чувствовалось, что народ полюбил своего нового епископа и слился с ним в единении духа и любви к Родине»14.

В 1947 году при участии Владыки состоялось первое возрождение Минской духовной семинарии – на территории Жировичского монастыря вновь было открыто духовное учебное заведение. Для нужд семинарии отстроили новое трехэтажное здание. В этом же году епископ Гродненской епархии Варсонофий /Гриневич/ передал в ведение Гродненского городского совета трехэтажное архиерейское здание с пожеланием открыть там ВУЗ. Вскоре ремесленное училище № 25 приняло новых учеников15.

17 мая 1948 года в городе Гродно состоялось совещание благочинных, на котором председательствовал Владыка Варсонофий. Благочинный протоиерей Матвей Петельский на заседании заявил, что «духовенство епархии возмущается против епископа из-за возложенных непосильных налогов» и открыто высказало свое нежелание их платить. Свой поступок епископ Варсонофий мотивировал тем, что правительством будет выпущен госзаем на восстановление страны после пережитой Великой Отечественной войны и призывал всех благочинных и настоятелей церквей принять участие в подписке на этот заем.

Как видим, духовенство выступило против его действий. Очень сильно не хотел уезжать епископ из Гродно. Два раза он телеграфно запрашивал патриархию по поводу его перевода, посылал в Москву делегацию из членов церковного совета, ездил сам к патриарху, собирал экстренное совещание благочинных, но они отказались ходатайствовать об оставлении его в городе Гродно16.

В 1948 году создана Семипалатинская и Павлодарская епархия. И 18 ноября 1848 года епископ Варсонофий был Постановлением Священного Синода перемещен на Семипалатинскую кафедру с титулом Семипалатинский и Павлодарский17, 31 октября 1850 года – на Чкаловскую и Бузулукскую, где «начал активно поднимать деятельность церкви и авторитет духовенства» (из отчета уполномоченного Совета по делам РПЦ). Придавая большое значение повышению образовательного уровня духовенства, обязал всех клириков епархии учиться на организованных архиереем богословско-пастырских курсах; сам читал лекции, приглашал преподавателей из светских учебных заведений. Все священники епархии должны были являться в домовую архиерейскую церковь не только для проверки уровня знаний, но и умения проповедовать. При Варсонофии во всех храмах епархии после богослужений читались проповеди.

Епископ Варсонофий (Гриневич) и клир Гродненской епархии
Город Гродно

Постановлением Священного Синода от 16 декабря 1953 года согласно прошению ввиду болезненного состояния уволен на покой с определением установленной для епископов пенсии18.

29 июля 1954 года назначен епископом на освободившуюся Калининскую (Тверскую) кафедру с титулом Калининский и Кашинский19, одновременно временно управлял Великолукской епархией (с 31 июля 1954 до 8 февраля 1956). Активно поддерживал «всякое начинание, направленное на расширение и активизацию церковной деятельности» (из Отчета уполномоченного по Калининской области). Особо заботился о восстановлении храмов. Ко времени его вступления на кафедру в 22 церквах епархии несколько лет не совершалось богослужение, к январю 1956 года оно возобновилось во всех храмах. Владыка распорядился совершать ежедневные службы, за которыми должны были читаться проповеди, ходатайствовал перед властями об открытии храма в городе Ржеве, где действовала старообрядческая община, но не было православной церкви, а также об открытии в Калинине (Твери) кафедрального собора. Архиерей провел реорганизацию благочинных округов, сменил состав благочинных, дал им инструкции по управлению округом. Проводил работу по увеличению числа духовенства, в части храмов увеличил штат, пригласил в епархию преимущественно из Западной Белоруссии и с Украины 66 священников и диаконов, рукоположил во священный сан 18 человек, часто посещал приходы20. 8 февраля 1956 года возведен в сан архиепископа «за труды по восстановлению храмов и укреплению епархии». Скончался в городе Калинине (Твери) 13 марта 1958 года. Несмотря на болезни, продолжал служить и до последних дней занимался епархиальными делами. О кончине Владыки верующие были извещены 12-ю ударами соборного колокола.

Памятник архиепископу Варсонофию
на Николо-Малицком кладбище в Твери

Отпевание совершил архиепископ Макарий Можайский, который в своё время совершил пострижение в монахи почившего архипастыря. Гроб с телом был установлен в соборе «Белая троица». Все четыре дня прихожане прощались с Варсонофием. Похоронили его в городе Твери на Николо-Малицком кладбище, открытым в начале 1940-х годов недалеко от Николо-Малицкого монастыря

Храм Троицы Живоначальной (Белая Троица) в Твери
Николо-Малицкий монастырь

Источники:

1Министерское училище - одноклассные и двухклассные казённые учебные заведения в дореволюционной России.

2Могилёвская духовная семинария. // . URL:https:// drevo-info.ru. Дата обращения 22.02.2021.

3Тарановский Л., протоирей. Высокопреосвященный Варсонофий, архиепископ Калининский и Кашинский: Некролог // ЖМП. 1958. № 4. С. 7–10.

4Варваринская часовня, построена в 1857 г. в честь великомученицы Варвары в 3 км от центральной усадьбы Соловецкого монастыря близ морской пристани

5Феодосий (Алмазов), архимандрит. // Мои воспоминания (записки соловецкого узника). М., 1997. С. 85, 87, 93.

6Варсонофий (Гриневич). // Тверская Митрополия. URL:https:// tvereparhia.ru. Дата обращения 22.02.2020.

7Словом и мечом: подвиг церкви в годы войны. Православный журнал «Фома» URL: https://foma.ru. Дата обращения 12.01.2020.

8ЦАОПИМ. Ф. 3. Оп. 55. Д. 74. Л. 255. Письмо председателя церковного совета Хомутовской церкви Щелковского района Московской области А. Чайникова и священника К. Гриневича И. В. Сталину.

9РГАСПИ. Ф. 628. О. 1. Д. 228. Коллекция документов, писем и телеграмм советских и зарубежных граждан об их пожертвованиях в фонд обороны СССР. Л. 91–92. (Из архива краеведа Фёдорова М.М.).

10ГАГО. Фонд 475. Оп. 1. Д. 79. Статистические отчеты и сведения о наличии и деятельности религиозных объединений области за 1973 г.

11ГАГО. Фонд 475. Оп. 1. Д. 81. Переписка с Уполномоченным Совета при Совете Министров СССР, БССР и другими вышестоящими учреждениями о деятельности религиозных объединений по Гродненской области за 1973г.

12Из Гродненской епархии. // Журнал Московской Патриархии. № 8. 1947. С. 40.

13ГАГО. Ф. 475. О. 1. Д. 96. Переписка с Уполномоченным Совета при Совете Министров СССР, БССР и другими вышестоящими учреждениями о деятельности религиозных объединений по Гродненской области.

14Рэй И. Крещенское водосвятие на Немане. // Журнал Московской патриархии. № 3. 1946. С. 45

15ГАГО. Ф. 475. О. 1. Д. 110. Переписка с Уполномоченным Совета при Совете Министров СССР, БССР и другими вышестоящими учреждениями о деятельности религиозных объединений по Гродненской области

16ГАГО. Ф. 478. О. 1. Д. 81. Переписка с Советом по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР, уполномоченным Совета по БССР и духовенством и др. по вопросам, относящимся к церкви

17Семипалатинское благочиние. // История Семипалатинского церковного округа. URL:https:// pravsobor.kz. Дата обращения 22.01.2022.

18Церковный некрополь.// Архиепископ ВАРСОНОФИЙ (Гриневич) (1875–1958). URL:https:// necropol.org. Дата обращения 12.01.2022.

19Постановления Священного Синода. // Журнал Московской Патриархии. № 8. 1954. С. 3.

20Варсонофий. // Православная энциклопедия. URL:https: //pravenc.ru. Дата обращения 12.01.2022.