Крещение

Мастерская

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ПУТЬ.

I

«Ветий земных художество не довлеет по достоянию благохвалити Тя, Пресвятая Всенепорочная, и иконы Твоея чудеса исчислити, ими же Церковь Православная величается, грады наша утверждаются и вси христиане Божественне веселятся. Темже за премногую любовь Твою к нам и вся милости Твоя приими от нас сие хвалебное пение…» (из акафиста Владимирской иконе Божией Матери).

(Ветия (вития) – искусный поэт, писатель.)

Владимирская икона Божией Матери – одна из величайших православных святынь. Древняя икона избрала своим местом пребывания Русь и стала ее покровительницей и защитницей.

«Пути Господни неисповедимы…». Нам не дано понять смысл и направление этих путей. Но, если стараться и быть очень внимательными, то, кажется, иногда краешек завесы, покрывающей тайну, приподнимается…

Путь Владимирской иконы также неисповедим и велик. Велик он даже с точки зрения географии: Иерусалим – Константинополь – Киев – Владимир – Москва. Здесь ли конечная остановка? Бог весть! Самое удивительное то, что развитие всей нашей русской истории движется точно след в след за великой иконой. По пути Киев – Владимир – Москва. Проследив этот путь, убеждаешься в том, что Пресвятая Богородица через Свою великую икону Сама творила нашу историю по Божьему промыслу. Был у Пресвятой Богородицы на Руси и избранник – человек, всю свою жизнь исполнявший Ее святую волю, глубоко почитавший Ее икону, и через это сам сделавшийся одним из вершителей нашей русской истории. Это прославленный ныне в лике святых великий князь Андрей Боголюбский.

Чтобы перед нами предстала целая картина, давайте бережно сложим ее фрагменты. Фрагменты эти мы возьмем из трудов наших авторитетнейших русских историков – Н.М.Карамзина и С.М.Соловьева, а также признанного историка церкви – А.Н.Муравьева.

II

«…нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, низпославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут». (из акафиста Владимирской иконе Божией Матери)

По преданию, великая икона, ныне именуемая Владимирской, является одной из нескольких икон, написанных евангелистом Лукой еще при земной жизни девы Марии. Эта икона была написана на доске от стола, за которым некогда трапезовал Сам Спаситель со Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут…» - сказала Пресвятая Богородица, увидев икону.

Долгое время святыня находилась в Иерусалиме, затем попала в Константинополь. В начале XII века икона оказалась в Киевской Руси - была подарена константинопольским патриархом Лукой Хризоверхом одному из сыновей Владимира Мономаха. По одной версии – Мстиславу Великому (он был киевским князем с 1125 г. по 1132 г.), по другой версии – князю Юрию Долгорукому (его первое киевское княжение приходится на 1149-1151 годы). Дар этот был помещен в женский монастырь Вышгорода (запомним – это очень важно!) - города, расположенного неподалеку от «стольного града» Киева.

Что же происходило в те времена? Чем жила Киевская Русь?

Русь, уже христианская, была владением одного княжеского рода – рода князей Рюриковичей. Всеми городами и областями правили члены этого рода – причем правили временно.

С.М.Соловьев говорит: «Князья считают всю Русскую землю в общем, нераздельном владении целого рода своего, причем старший в роде, великий князь, сидит на старшем столе, другие родичи смотря по степени своего старшинства занимают другие столы, другие волости, более или менее значительные;… единство рода сохраняется тем, что когда умрет старший или великий князь, то достоинство его вместе с главным столом переходит не к старшему сыну его, но к старшему в целом роде княжеском; этот старший перемещается на главный стол, причем перемещаются и остальные родичи на те столы, которые теперь соответствуют их степени старшинства».

Сыновей в княжеских семьях было много, поэтому после смерти великого князя старшим становился, как правило, не сын умершего, а младший брат. Если же младших братьев не было – то племянник, сын старшего брата. Так как род князей Рюриковичей был огромным и разветвленным, претендентов на старшинство зачастую находилось несколько. А многие и просто желали занять Киев незаконно, в обход других. Все это служило причиной множества междоусобиц и даже страшных преступлений. Именно поэтому некогда были убиты родным братом, Святополком Окаянным, святые страстотерпцы Борис и Глеб (сыновья святого князя Владимира Красное Солнышко, крестившего Русь).

Как мы уже говорили, святая икона Богородицы, помещенная в Вышгороде, возможно, была прислана в дар Юрию Долгорукому, одному из младших сыновей Владимира Мономаха. Князь Юрий Долгорукий, до описываемых нами событий, правил безраздельно северными ростово-суздальскими землями, но никогда не оставлял мечты утвердиться в Киеве и делал множество попыток добиться этого (за что, собственно, и получил свое прозвище – «тянул» свои руки к Киеву через всю Русь). Некоторые попытки занять Киев удавались. Но ненадолго. Слишком много было у него соперников.

У Юрия тоже было много сыновей. Одним из них был Андрей (он был сыном второй жены Юрия, половецкой княжны Аепы, и свои монголоидные черты получил от матери). Это был и храбрый воин (настоящий русский богатырь, никогда не жалевший себя в сражениях), и мудрый человек. Чрезвычайно горделивый и своевольный Юрий прислушивался к его мнению. Юрий постоянно был во вражде чуть ли не со всеми родичами – Андрей же пытался склонять отца к миру и очень часто преуспевал в этом. Кроме того, Андрей всегда был послушен отцовской воле.

1149 год. Юрий Долгорукий в первый раз становится великим киевским князем и устраивает «передел» собственности - городов. Андрея он помещает рядом с собой - дает во владение Вышгород (!).

Андрей, как всегда послушный воле отца, занимает его. Но не нравится там Андрею. Он постоянно просит отца отпустить его домой, на север. Князь Юрий отвечает неизменным отказом.

Ища утешения, князь Андрей часто посещает вышгородский монастырь. И вот в монастыре Андрею рассказывают, что привезенной из Константинополя иконе Пресвятой Богородицы здесь не нравится. Что она постоянно сходит со своего места и останавливается посередине храма – как будто собираясь отправиться куда-то дальше. Князь Андрей сразу же видит в этом Божий промысел.

III

«Видя чудес множество, от принесенныя в Вышград святыя иконы Твоея бываемое, благоверный князь Андрей возгореся духом и умоляше Тя, да скажеши святую волю Твою и да благословиши его в пределы Ростовския отъити. Темже, улучив желаемое и икону Твою взем, идяше в путь свой, радуяся и поя Богу: Аллилуиа.» (из акафиста Владимирской иконе Божией Матери)

В Ипатьевской летописи есть такая запись: «Иде Андрей от отца своего из Вышегорода в Суждаль, без отче воле». Год не указан. Наши историки расходятся во мнениях.

С.М.Соловьев: «В том же 1150 году Андрей вопреки воле отцовской оставил Вышгород и ушел в Ростовскую землю…»

В Истории Государства Российского Карамзина находим такие строки: «Еще при жизни Георгия [Юрия] Долгорукого сын его, Андрей, в 1155 году [последнее княжение Долгорукого в Киеве] уехал из Вышгорода (не предуведомив отца о сем намерении). Театр алчного властолюбия, злодейств, грабительств, междоусобного кровопролития, Россия южная, в течение двух веков опустошаемая огнем и мечом, иноплеменниками и своими, казалась ему обителию скорби и предметом гнева небесного… Сей князь набожный вместо иных сокровищ взял с собою греческий образ Марии, украшенный, как говорят летописцы, пятнадцатью фунтами золота, кроме серебра, жемчуга и камней драгоценных».

Нельзя не понимать, какой это проступок для благочестивого сына – нарушить волю родителя (и Божью заповедь о почитании родителей). Кроме того, не просто родителя, а великого князя всей Киевской Руси, которому обязаны подчиняться все. Единственным объяснением и оправданием этого поступка служит понимание того, что Андрей исполнял Божью волю.

«Разумеша вси людие дивное шествие Твое, Царице Небесная, от Киева в землю Ростовскую, болящии бо исцеляхуся и ина знамения и чудеса бываху всем с верою притекающим ко образу Твоему.» (из акафиста Владимирской иконе Божией Матери)

«Силою Твоею ограждаемь, благоверный князь Андрей предел Владимирских достиже и зде благую волю Твою, Владычице, позна. В нощнем бо видении тому явльшися, повелела еси от места сего не отходити и чудотворную икону Твою зде, во граде Владимире, поставити, да будет Северней стране нашей в благословение и людем Твоим в покров, вопиющим Богу: Аллилуия.» (из акафиста Владимирской иконе Божией Матери)

Направлялся князь Андрей домой, в Суздаль. И благополучно добрался бы, если бы не одно происшествие. Неподалеку от города Владимира лошади, везущие повозку с иконой, внезапно встали. Их невозможно было стронуть с места. Лошадей поменяли, но это не помогло. Новые лошади также не желали двигаться. Вечерело. Решено было остаться здесь на ночлег. Разбили походные шатры. В одном из них, перед иконой Богоматери, был отслужен молебен. Потом Андрей долго молился Богу один, и вот, уже под утро, было ему видение. Предстала перед ним сама Пресвятая Богородица и повелела ему оставить икону свою в городе Владимире, а на этом месте, месте своего явления князю, основать святую обитель.

Нужно ли говорить о том, что это повеление было исполнено в точности! Князь собрал лучших европейских мастеров и выстроил во Владимире удивительной красоты белокаменный собор в честь Успения Божьей Матери – достойное место для пребывания чудотворной иконы. В этом соборе икона провела много лет и сама с тех пор стала именоваться Владимирскою.

Н.М.Карамзин: «он наделил во Владимире новую епископскую Соборную церковь Богоматери (им в 1158 году заложенную) поместьями и купленными слободами; отдал ей также десятую часть из торговых доходов своих и княжеских стад; призвал художников из разных земель, чтобы украсить оную великолепно; и драгоценные сосуды ее, златые двери, паникадила, серебряный амвон, живопись, богатые оклады икон, осыпанных жемчугом, были тогда предметом удивления для россиян и купцов иностранных. В сем новом Десятинном храме стоял Палладиум великого княжения суздальского: образ Богоматери, с коим Андрей прибыл из Вышгорода на берега Клязьмы…». (Палладиум – святыня, охраняющая город или целую страну).

А.Н.Муравьев: «В этом святилище, уподобляемом летописцами Соломонову, поставил благочестивый князь Андрей чудотворную икону Божией Матери, получившую от того наименование Владимирской.»

На месте же явления Пресвятой Богородицы князю был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы и основана монашеская обитель.

Н.М.Карамзин: «Не менее [Успенского храма в г.Владимире] славилась великолепием церковь Боголюбская, украшенная золотом и финифтью…»

Князь также не пожелал оставить это место и выстроил для себя и для своей семьи белокаменные княжеские палаты. Это место получило название по имени своего основателя - Боголюбово. Именно отсюда князь Андрей правил всей нашей Северной Русью (к великому неудовольствию старинных княжеско-боярских городов - Ростова Великого и Суздаля).

По велению князя была написана икона, запечатлевшая явление ему Пречистой Божией Матери. Эта икона была названа Боголюбской и тоже прославила себя чудотворениями.

А.Н.Муравьев: «Явление Матери Божией в Боголюбове благоверному князю весьма знаменательно было для всей Руси, ибо оно не только решило участь самого князя, но имело влияние и на судьбу Северной Руси. Уже Боголюбский не хотел идти далее, в Суздаль и Ростов, древнейшие города родительской области; он избрал себе столицею Владимир-на-Клязьме, а местопребыванием – Боголюбов… Там мог он согласовать любовь свою к уединению и молитве с заботами княжескими, невдалеке от новой его столицы.»

IV

«Имея в себе благодатное сокровище – икону твою Владимирскую, преуспеваше от силы в силу отечество наше. Во дни бо обстояний и напастей не оставила еси род наш, Владычице, и во благовремении близ была еси, всесильным предстательством Твоим верныя люди Твоя заступающи...» (из акафиста Владимирской иконе Божией Матери)

Удивительно, но вся сила и мощь Древней Руси буквально сразу же перетекают с юга на север, вслед за иконой. К сожалению, Н.М.Карамзин и С.М.Соловьев приписывают этот перелом русской истории деяниям человеческим – деяниям незаурядного исторического лица, Андрея Боголюбского.

Н.М.Карамзин: «Любимый, уважаемый подданными, сей князь, славнейший добродетелями… основал новое великое княжение Суздальское, или Владимирское, и приготовил Россию северо-восточную быть, так сказать, истинным сердцем государства нашего, оставив полуденную [Киев] в жертву бедствиям и раздорам кровопролитным». «Андрей отдал Киев брату своему Глебу; но сей город навсегда утратил право называться столицею отечества. Глеб и преемники его уже зависели от Андрея, который с того времени сделался истинным великим князем России, и таким образом город Владимир, новый и еще бедный в сравнении с древнею столицею, заступил ее место…» «Андрей властвовал тогда в четырех нынешних губерниях: Ярославской, Костромской, Владимирской и Московской; отчасти, в Новгородской, Тверской, Нижегородской, Тульской и Калужской; располагал областию Киевскою; повелевал князьями рязанскими, муромскими, смоленскими, кривскими, даже волынскими…»

С.М.Соловьев: «История княжеских отношений распадается на два главные отдела: в первом, от Рюрика до Андрея Боголюбского, мы видим исключительное господство родовых отношений; во втором, начиная с Боголюбского, является попытка сменить родовые отношения государственными, которые вступают в борьбу с родовыми и наконец торжествуют над ними.»

Не будем сильно углубляться в смысл смены родовых отношений государственными. Для нас важно другое - свидетельство признанного историка о том, что перелом истории Руси происходит именно при Андрее Боголюбском.

Но что поистине великого может совершить человек сам по себе? Князь Андрей («сей князь набожный…» - по словам Карамзина) прекрасно знал ответ – ничего... Он за все был благодарен Богу – строил храмы, раздавал щедрую милостыню. Сложно представить количество совершенных им богоугодных дел. Не зря именно он был назван Боголюбским.

С.М.Соловьев: «…Андрей…охотно принимал пришлецов из земель христианских и нехристианских, латинов и православных, любил показывать им свою великолепную церковь Богоматери во Владимире, чрезвычайно любил, когда кто-нибудь из них крестился: так, он крестил много болгар, жидов и язычников.»

Н.М.Карамзин: «Летописцы всего более хвалят Андрея за обращение многих болгаров и евреев в христианскую веру, за его усердие к церквам и монастырям, за уважение и любовь к сану духовных.»

Н.М.Карамзин: «…Андрей же… по сказанию летописцев, был не только набожен, но и благотворителен; щедр не только для духовных, но и для бедных, вдов и сирот: слуги его обыкновенно развозили по улицам и темницам мед и брашна стола княжеского…

V

«Слышавше мятежницы убиение благовернаго князя Андрея, град Владимир расхитити устремишася, но икону Твою чудотворную, на стогна града изнесенную, внезапу узревше, умилишася сердцем и на колена падше во гресе своем покаяшася.» (из акафиста Владимирской иконе Божией Матери)

В 1175 году в результате заговора ближайших родственников – братьев жены, бояр Кучковичей - великий князь Андрей Боголюбский был убит. Кучковичи подкупили нескольких ближайших слуг и доверенных лиц Андрея.

С.М.Соловьев: «До сих пор, если некоторые князья погибали насильственною смертию, то вследствие междоусобий, - Андрей же погиб от своих приближенных.

…Андрей был умерщвлен самым варварским образом: рабы сперва украли у него меч [этим мечом князь чрезвычайно дорожил - он некогда принадлежал святому Борису], а потом зарезали безоружного; по совершении убийства кинулись грабить княжескую казну, захватили и оружие, желая быть готовыми на случай прихода владимирцев, к которым послали сказать: «За что вы на нас поднимаетесь, мы хотим с вами урядиться мирно; ведь и среди вас есть наши соумышленники». Владимирцы благородно отвечали: «Кто был с вами в думе, тот пусть и идет к вам, а нам не надобен», и послали в Боголюбов за телом Андрея, которое встретили со слезами и с честью погребли в основанной покойным князем церкви Богоматери. Так погиб Андрей Боголюбский…»

С.М.Соловьев: «Начался было грабеж и во Владимире, но там духовенство начало ходить по городе с иконою Богородицы, и грабеж утих».

Славный князь Андрей погиб, но дело его жизни, предназначенное ему Господом Богом и Пресвятой Богородицей, было сделано.

VI

«Проповедник неизреченных чудес Твоих, Владычице, явися соборный храм Твой во граде Владимире, святою иконою Твоею украшенный. Попущением бо Божиим все благолепие его некогда во огни погибе, икона же святая Твоя, якоже купина неопалима пребысть…» (из акафиста Владимирской иконе Божией Матери)

В 1185 г. Успенский собор пострадал от сильного пожара. Но великая Владимирская икона осталась неповрежденной.

«Возсия паки свет иконы Твоея, Богородице, во дни лютаго нашествия Батыева. Аще бо нечестивии агаряне и пожгоша огнем соборный храм Твой и святителя Владимирского и люди, молящиеся в церкви, умертвиша и вся конечному истреблению предаша, обаче икона Твоя и паки невреждена обретеся…» (из акафиста Владимирской иконе Божией Матери)

Наступил страшный 1237 год. С востока, под предводительством хана Батыя, на Русь надвинулись бесчисленные татарские орды. Первой пострадала Рязанская земля, затем – Москва. Наступил черед Владимира.

С.М.Соловьев (словами летописи): «Третьего февраля, татары, как саранча, обсели Владимир; владимирцы затворились в городе… Седьмого февраля, после заутрени, татары приступили к городу; они зашли от Золотых ворот у св.Спаса, и вошли по примету в город через стену, и взяли до обеда Новый город, и запалили его огнем… Епископ Митрофан, княгиня Юрьева [жена Владимирского князя Юрия Всеволодовича – племянника Андрея Боголюбского]» с дочерью, со снохами и со внучатами и прочие княгини, множество бояр и людей затворились в церкви св.Богородицы [в Успенском соборе]; татары отбили двери, наволочили лесов около церкви и в церковь и зажгли: все бывшие здесь люди задохлись от великого зноя, другие погибли в огне, иные от оружия; а св. церковь разграбили и чудную икону Богоматери одрали».

Снова Владимирская икона осталась невредима, хотя и лишилась своего великолепного убранства.

VII

Прошло много лет. В 1395 году пришла новая беда - на Русь двинулись огромные полчища Тамерлана. И Владимирская икона опять тронулась в путь…

«Хотя великий князь Василий защищение стяжати стольному граду своему, повеле Владимирскую икону Твою в Москву принести. И во сретение ея усердно исшедше князь и святитель Московский Киприан со освященным Собором и всем множеством людей, до земли пред нею поклонишася, якоже бо Самую Тя, Пречистая, к ним приходящую сретаху, зовуще Тебе: «О Мати Божия, спаси землю Русскую…» (из акафиста Владимирской иконе Божией Матери)

Н.Карамзин: «Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию. Ожидали такого же общего разрушения, какое за 160 лет перед тем было жребием государства нашего; рассказывали друг другу о чудесных завоеваниях, о свирепости и несметных полках Тамерлановых; молились в церквах и готовились к христианской смерти, без надежды отразить силу силою… Между тем все церкви московские были отверсты с утра до глубокой ночи. Народ лил слезы пред алтарями и постился. Митрополит учил его и вельмож христианским добродетелям, торжествующим в бедствиях. Но слабые трепетали. Желая успокоить граждан любезной ему столицы, великий князь [Василий, сын Димитрия Донского] писал к митрополиту из Коломны [куда он отправился с войском, чтобы встретить Тамерлана на берегах Оки], чтобы он послал во Владимир за иконою Девы Марии, с коею Андрей Боголюбский переехал туда из Вышгорода… Сие достопамятное перенесение славного в России образа из древней в ее новую столицу было зрелищем умилительным: бесчисленное множество людей на обеих сторонах дороги преклоняло колена, с усердием и слезами взывая: Матерь Божия! Спаси землю Русскую. Жители владимирские провождали икону с горестию: московские приняли с восхищением, как залог мира и благоденствия. Митрополит Киприан, епископы и все духовенство в ризах служебных, с крестами и кадилами; … семейство великокняжеское, бояре и народ встретили святыню вне града на Кучкове поле, где ныне монастырь Сретенский; увидев оную вдали, пали ниц и в радостном предчувствии уже благодарили Небо. Поставили образ в Соборном храме Успения [главном соборе Московского Кремля]…»

«Новое знамение сотворила еси, Пренепорочная, в день празднования сретения иконы Твоея Владимирския в Москве: в грозном бо видении, яко всемогущая Царица, множеством воинств небесных обстоима, со святители Московскими явилася еси нечестивому агарянскому хану и от предел земли Русския отъити повелела еси…» (из акафиста Владимирской иконе Божией Матери)

Согласно церковному преданию, в момент встречи Владимирской иконы жителями Москвы грозный Тамерлан отдыхал в своем походном шатре где-то на берегу Дона, неподалеку от уже взятого и разоренного им Ельца. И увидел он во сне высокую гору, с которой к нему спускалась величественная Дева, окруженная почтенными мужами в золоченых ризах, и множеством небесных воинов, также устремившихся к Тамерлану. Эта Дева грозно повелела Тамерлану со своим войском уйти с Русской земли. Проснувшись от ужаса, Тамерлан созвал своих советников и потребовал объяснить ему сон. Советники отвечали, что Дева – Матерь Бога христианского, заступница русских. «Значит, мы не одолеем их» - сказал Тамерлан, собрал свое войско и покинул наши земли.

Н.М.Карамзин: «Юный государь… вместе с народом приписал [спасение отечества] силе сверхъестественной и, возвратясь в Москву, соорудил каменный храм Богоматери с монастырем на древнем Кучкове поле: ибо, как пишут современники, Тамерлан отступил в самый тот день и час, когда жители московские на сем месте встретили владимирскую икону. Оттоле церковь наша торжествует праздник Сретения Богоматери 26 августа, в память векам, что единственно особенная милость небесная спасла тогда Россию от ужаснейшего из всех завоевателей.»

Основанный в честь этого события монастырь назвали Сретенским. В течение многих веков он являлся одним из духовных центров Руси. Недавно возрожденный после многих лет безбожия, является он таковым и сейчас.

«Странную победу всесильною помощию Твоею, Владычице, без брани совершившуюся, и до ныне Церковь Православная светло прославляет, Сретение иконы Твоея Владимирския празднующи…» (из акафиста Владимирской иконе Божией Матери)

VIII

«Всю Тя Бог освяти, Пренепорочная, и яко Матерь Свою в готовое прибежище и теплый покров всем нам дарова. Темже от меньших земли и незнаемых возвеличися благословенный Тобою град Москва, благочестно икону Твою почитаяй; вся бо племена русская во едино собра и область свою над окрестными языки от моря и до моря и даже до конец земли распростре, всем веру Христову возвещаяй…» (из акафиста Владимирской иконе Божией Матери)

Город Владимир формально еще некоторое время оставался столицей Северных земель. Но великие князья, получив в Золотой Орде ярлык на княжение Владимирское, уже оставались жить в Москве.

С.М.Соловьев: «Борьба отдельных княжеств оканчивается на севере тем, что княжество Московское вследствие разных обстоятельств пересиливает все остальные, московские князья начинают собирать Русскую землю: постепенно подчиняют и потом присоединяют они к своему владению остальные княжества…»

Так вокруг Москвы собралась наша Великая Русь.

«Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону…» (тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы ее Владимирской).

Сейчас Владимирская икона Божией Матери пребывает все так же в Москве, но уже не в Кремлевском Успенском соборе, а в церкви Святителя Николая в Толмачах, в храме при Третьяковской галерее.

Пресвятая Богородица смотрит на нас строгим и скорбным взглядом. Сколько же народа прошло перед ней – царственных особ и простолюдинов, великих патриархов и скромных монахов... Сколько людских душ распахнулось! Сколько горьких и радостных молитв слышала она!

Давайте и мы помолимся ей и присоединимся к словам акафиста!

«Спасения ищуще, к Тебе прибегаем, Милосердная Мати, и, чудотворную Твою икону ныне обстояще, вся милости Твоя, тою отцем нашим явленныя, с любовию воспоминаем. Да не тщетна будет, Владычице, и наша надежда на Тя, на немощь нашу умилосердися и спаси вопиющия Богу: Аллилуиа.»

Людмила Сиротина

Список использованной литературы:

  1. С.М.Соловьев: Предисловие к «Истории России с древнейших времен»;
  2. С.М.Соловьев: «Русская летопись для первоначального чтения»;
  3. С.М.Соловьев: «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома»;
  4. Н.М.Карамзин: «История Государства Российского»;
  5. А.Н.Муравьев: «Житие великого князя Андрея Боголюбского».

Паломничества