Крещение

Мастерская

Поездка в Углич

Друзья позвали нас провести выходные в Угличе. Мы с радостью согласились. Ехать решили на машинах - дорога занимает всего 3 часа.

Наш маршрут пролегал через еще один старинный город - Калязин. Судьба этого города довольно печальна… Старая часть города в годы советского строительства была затоплена. Над ней теперь шумит Угличское водохранилище, по которому ходят красавцы-теплоходы. А печальным памятником надругательства над верой возвышается над водой одинокая колокольня затопленного Никольского храма. Взорвать ее не удалось, поэтому было решено оставить колокольню в качестве вышки для тренировочных прыжков с парашютом…

Колокольня затопленного Никольского храма Угличское водохранилище

Углич. Старинный русский город на живописном берегу Верхней Волги. Историки считают, что основан он еще во времена Киевской Руси. Первое упоминание о нем в летописи датируется 1148 годом. В начале XIII века Углич становится столицей удельного княжества, а еще через 100 лет Иваном Калитой присоединяется к Москве. Тогда еще никто не мог и предположить, какую огромную роль придется сыграть этому городу в истории государства Российского. Герб города Углича

Углич - яркий пример того, что вся история Руси теснейшим и неразрывнейшим образом связана православием. На гербе города Углича со времен Петра I и до наших дней - изображение невинно убиенного царевича Димитрия, прославленного Русской Православной Церковью в лике святых (день памяти 15/28 мая).

После смерти царя Иоанна Васильевича Грозного страной правил его сын Феодор. "Царь-монах" - так называли его в народе. Он был очень благочестив, большой молитвенник. Ему не было дела до "мирской суеты и докуки" и необходимость заниматься государственными делами сильно его тяготила. Царь Феодор был в тесной дружбе с московским митрополитом Иовом, ставшим впоследствии первым русским Патриархом. Кстати, именно установление русского Патриаршества стало венцом деяний царя Феодора.

Постепенно и незаметно управление страной переходило в руки Бориса Годунова - брата жены Феодора. Борис Годунов был одним из умнейших и талантливых политиков своего времени. Поначалу его деятельность служила благу России. Но вскоре все переменилось. Бориса Годунова стали одолевать гордыня и властолюбие. Дело в том, что слабый здоровьем Феодор был бездетным. После его смерти трон должен был перейти к младшему сыну Иоанна Грозного, царевичу Димитрию. В царствование Феодора Димитрий со своей матерью, Марией Нагой, и небольшим двором проживал в Угличе. Борис Годунов прекрасно понимал, что ему не остаться у власти с воцарением Димитрия - многочисленный род Нагих этого не допустит. Тогда и родился черный замысел - убить Димитрия. В Углич были посланы убийцы.

15 мая 1591 года среди бела дня в городе раздался набат - звонарь с колокольни видел, как маленькому царевичу, безбоязненно разговаривавшему с подошедшими к нему людьми, было перерезано горло. Народ сбежался мгновенно, и убийцы были растерзаны, что тоже только послужило злу: никаких улик против Бориса Гдунова не осталось. В Москву, сообщить о случившемся, были посланы гонцы. Москва отреагировала быстро - в Углич, "расследовать" дело об убийстве, приехала специальная комиссия под началом Василия Шуйского. Заключение комиссии тоже не заставило себя долго ждать: "царевич Димитрий зарезался сам во время игры с ножичком, упав на него из-за внезапно случившегося эпилептического припадка". Царь Феодор поверил этому заключению. За самосуд над "невиновными" людьми был наказан целый город: большое количество народу было казнено, еще большее количество выслано в Сибирь. Углич остался практически пуст. Наказали даже набатный колокол. С него сорвали крест (в результате чего он потерял право служить церковным колоколом), вырвали язык, высекли плетьми (число ударов соответствовало числу ударов в набат) и тоже сослали в Сибирь. Тащить тяжеленный колокол было дополнительным наказанием для ссылаемых угличан.

Вскоре царь Феодор скончался. Династия Рюриковичей оборвалась. На царство был избран Борис Годунов. Он клялся Патриарху: "Отче, великий Патриарх Иов! Бог мне свидетель, что в моем царстве не будет ни сирого, ни бедного!". В реальности все произошло с точностью до наоборот: тягчайший грех Бориса Годунова обернулся для России сплошными несчастьями.

В 1602 году польский король Сигизмунд "явил" русскому народу "чудом спасшегося царевича Димитрия". Патриарх Иов и насельники Чудова монастыря в Москве быстро его опознали - им оказался монах-расстрига Григорий Отрепьев. Но многие поверили, что это действительно настоящий Димитрий, в результате чего в 1605 году ему удалось войти в Москву и занять престол. Сторонники мнимого царя хотели убить Патриарха Иова за отказ помазать Лжедмитрия на царствование, но побоялись народного гнева. Тогда его, немощного телом старика, схватили и с бранью таскали по улицам Москвы, а потом отправили в заточение в Старицкий монастырь, где он когда-то начинал свой путь к Богу.

Вскоре народ начал приходить в себя: в храмах Московского Кремля звучали латинские мессы, "ясновельможные паны" вели себя нагло даже с представителями знатных русских родов, грабежам и бесчинствам на улицах Москвы не было конца…

"Царствование" Лжедмитрия I закончилось достаточно быстро. Уже в мае 1606 года в результате восстания Лжедмитрий I был растерзан разъяренной толпой. Его труп сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в ту сторону, "откуда пришел". Русская Церковь молила Первосвятителя Иова вернуться в Москву к патриаршему служению. Но от перенесенных злоключений он ослеп, стал совсем немощен и из-за этого отказался покинуть Старицкую обитель. Тогда на Патриарший престол был избран митрополит Казанский Ермоген, достойнейший преемник Святейшего Иова.

Царем избрали Василия Шуйского. Того самого, который когда-то возглавлял комиссию по делу царевича Димитрия.

Чтобы предупредить появление на Руси новых самозванцев, было решено вскрыть могилу царевича Димитрия в Угличе. Русский народ стал свидетелем чуда - мощи царевича Димитрия оказались нетленны. Мальчик был таким же, как и много лет назад - даже кровь на ране не запеклась. Во время торжественного перенесения мощей в Москву она продолжала капать на землю. Царевич Димитрий был прославлен в лике святых.

Но и на этом страдания Руси не закончились. Вскоре грянула новая беда. Объявился Лжедмитрий II. Оказалось, не все поверили в обретение святых мощей. Ползли темные слухи о том, что вместо царевича Димитрия в гробе лежал другой мальчик… Только этим можно объяснить переход многочисленных войск под знамена Лжедмитрия II. При всей его непохожести на Лжедмитрия I (сохранились исторические портреты), жена Лжедмитрия I, Марина Мнишек, признает его своим чудесно спасшимся мужем. Снова идут враги на Русь. Снова идет братоубийственная война, льется кровь. С декабря 1610 года Патриарх Ермоген рассылает по всей Руси грамоты с призывами к народному сопротивлению. Непреклонность Патриарха вызывает ненависть изменников и поляков. Его бросили в подземелье Чудова монастыря, где морили голодом, пытаясь склонить на свою сторону. Но на все уговоры Патриарх, указывая на небо, отвечал одно: "Боюся Единого, там живущего". 17 февраля 1612 года Патриарх Ермоген умер мученической смертью от голода и был погребен там же, в Чудовом монастыре.

Осенью 1612 года ополчение, собранное Козьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, несшее с собой, как величайшую святыню, Казанскую икону Пресвятой Богородицы, сумело, наконец, окончательно выгнать поляков и водворить мир в измученной стране.

И совсем не случаен тот факт, что когда-то, еще в 1579 году, в Казани, после страшного пожара, именно Ермоген, будучи тогда еще только отцом Ермолаем, был удостоен чести первым принять от земли обретенный образ Пресвятой Богородицы Казанской!

Собор царевича Димитрия на крови

Обо всех этих событиях напоминает нам собор царевича Димитрия "на крови". Сначала на месте его убийства была часовня, затем - деревянный храм, и только почти через сто лет был выстроен каменный храм. Стены центральной, храмовой части расписаны картинами самого убийства и последовавших за ним событий. Тут же висит набатный колокол, возвращенный из ссылки, и стоит возок, в котором святые мощи царевича перевозились в Москву. К сожалению, богослужения в этом храме проводятся не чаще трех раз в год. Остальное время храм функционирует как музей. В нем всегда очень многолюдно, так как сюда в обязательном порядке приводят туристов с многочисленных теплоходов, курсирующих по Волге и делающих остановку в Угличе.

Палаты царевича Димитрия

Рядом с собором находятся палаты царевича Димитрия, в которых он жил с матерью и "двором". Обстановка их, к сожалению, не сохранилась. Это теперь тоже городской музей, заполненный старинными экспонатами той эпохи.

Спасо-Преображенский собор в Угличе

И Собор царевича Димитрия, и его палаты являются частями ансамбля Угличского кремля. Сам кремль, к сожалению, не сохранился. Не сохранился и Спасо-Преображенский собор, возведенный в 1485-1487 гг., с колокольни которого когда-то раздался набат, возвестивший об убийстве царевича Димитрия. Именно в Спасо-Преображенском соборе и покоились останки царевича до их перенесения в Москву. Теперь на этом месте стоит новый Спасо-Преображенский собор, продолжающий являться главным храмом города Углича. Этот каменный храм был возведен в 1713 году.

Спасо-Преображенский собор в Угличе. Купол колокольни в виде потира Спасо-Преображенский собор в Угличе. Колокольня

Стоящая отдельно от Спасо-Преображенского собора колокольня была построена в 1730 году. На ней - уникальнейший купол, выполненный в виде потира.

Недалеко от Спасо-Преображенского собора, бывшего когда-то летним храмом, расположен Богоявленский собор, служивший храмом зимним.

Углич - маленький городок, но как в каждом старинном городе, в нем несколько храмов и даже два монастыря, Алексеевский и Воскресенский. Мы побывали в Алексеевском монастыре. Этот монастырь был основан Московским митрополитом Алексием. В 1371 году, находясь в Угличе, он сам выбрал для него место и, возвратившись в Москву, испросил разрешения на строительство у князя Димитрия Донского.

Углич. Алексеевский монастырь. Дивная церковь Углич. Алексеевский монастырь

Входящих в монастырь встречает чудо русского шатрового зодчества - Дивная (как за красоту ее назвали в народе) церковь. В настоящее время она даже находится под охраной ЮНЕСКО. Церковь эта была построена в 1628 году. Войдя внутрь, понимаешь, что значат выражения "намоленный храм" и "благодать струится в воздухе".

Здесь находятся сразу несколько чудотворных икон. Наиболее почитаемая, привлекающая к себе многочисленных паломников - "Вратарница Угличская", имеющая также второе название "Свеча Неугасимая Огня Невещественного". Написана эта икона была после видения Пресвятой Богородицы над Алексеевским монастырем, произошедшим в 1864 году. По непонятным причинам, икона много лет провела в кладовой монастыря. В июне 1894 года в монастырь приехал больной купец из Петербурга и рассказал, что во сне ему явилась Божья Матерь и повелела отправиться в Углич и помолиться перед Ее иконой, пообещав исцеление. Икона была торжественно перенесена в храм. Помолившись, купец исцелился и в благодарность обложил икону богатой ризой.

И в наше время икона помогает всем, "… с верою к ней притекающим". Монахиня этого монастыря рассказала нам, что люди, если имеют возможность, всегда возвращаются к иконе с благодарностью: кто со счастливыми улыбками, кто со слезами радости… Действительно, промежуток между самой иконой и охраняющим ее стеклом засыпан очень внушительным слоем золотых украшений, которые люди в искренней душевной простоте снимают с себя, чтобы хоть чем-то "отблагодарить" свою Заступницу.

По словам той же монахини, чудотворными являются также иконы Пресвятой Богородицы "Достойно есть" и святого Николая Чудотворца.

Углич - маленький город. За выходные можно успеть осмотреть все его достопримечательности. Впечатление же от него остается незабываемое. Поезжайте - не пожалеете!

Людмила Сиротина
июль 2009

Паломничества