Крещение

Мастерская

Святая гора Синай - это Святой Афон для женщин

Самолет приземлился в Шарм эль Шейхе, когда солнце уже скрылось за горы, а все окрестности освещала огромная луна. Синай - земля луны, от слова "син". Немного отдохнув в гостинице, мы отправились в Каир, столицу Египта, поклониться тем местам, где проживало Святое семейство.

Каир. Место пребывания Божией Матери и всего Святого семейства
Езды 8 часов. Сна совсем не было, хотя окрестность была однообразна - пустыня. Красное море пересекли через Суэцкий канал и к утру были на месте. В современном Каире сохранилась частичка старого города, в которую можно попасть, спустившись на много ступенек вниз, как у нас в метро. Перед спуском высечена на камне икона Божией Матери с младенцем. Пройдя по узкой улочке, подошли к церкви, перед которой огорожена спускающаяся вниз лестница, которая и ведет к месту обитания Марии и Иосифа, с младенцем. Спускаться по ней не разрешают, но и стоя рядом можно было увидеть и почувствовать, что окружало Святое семейство в период их изгнания

К сожалению, у нас не было православного сопровождающего, и мы должны были смириться с тем, что нам показывают. В коптском храме приложились к мощам великомученика Георгия Победоносца. Захватили часть литургии в греческом монастыре его же имени. Пообедали на плавучем кораблике, на берегу Нила. Затем повезли нас к пирамидам. Не хотело сердце туда и случилось чудо, поднялась песчаная буря. Всего на несколько минут вышли из автобуса. Большую статую Сфинкса как бы закрыла песчаная завеса. Мы поспешили в автобус, когда сели в него буря прекратилась. Не попустил нам Господь быть на этом капище.

Из Каира мы уже поехали в монастырь Святой Великомученицы Екатерины. В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришел к Синайской горе Хорив, где Бог явился ему в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе, чтобы уверовали в Него. Моисей исполнил это повеление. Дети Израиля подошли к священной горе, где получили заповеди Бога - основу их религии и социальной организации.

Куст Неопалимой Купины

Первые монахи-отшельники появились на Синае в третьем веке и стали селиться у подножья горы, возле Неопалимой купины. В 330 году по повелению матери императора Константина царицы Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня для монахов.

Святая Великомученица Екатерина
В 6 веке император Юстиниан приказал построить мощные монастырские стены, окружавшие постройку Св.Елены. Церковь получила название "Церковь Преображения Христа - Спасителя". Все это сохранилось до наших дней. Часовня Неопалимой купины находится за алтарем главной церкви. Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную Моисею "сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая". Святой алтарь расположен над корнями Неопалимой купины, а сама купина пересажена за стены храма. Это единственный куст такого рода на всем Синайском полуострове, причем ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела. Сама часовня посвящена Благовещению Девы Марии. Пускают туда только после окончания литургии, и потом храм быстро закрывается.

Служба начинается в монастыре в четыре часа утра и заканчивается к восьми. В двенадцать часов читаются часы и после этого выносятся для поклонения мощи Св.Екатерины - глава и рука. Каждому православному паломнику иеромонах дает серебряное колечко с изображением сердечка, в центре которого вензель "К". Так Святая Великомученица как бы каждому отдает свое сердце. В другое время мощи не выносят, они находятся в алтаре. Настоящее имя Св. Екатерины - Доротея. Новое имя она получила при крещении. Пострадала она в четвертом веке, а три века спустя монахи монастыря, повинуясь повелению Божию, поднялись на гору, нашли там останки Екатерины, которые чудесным образом были перенесены св. Ангелами с места ее мучений - г. Александрии на вершину горы, носящую ныне ее имя, спустили их в низ и поместили в золотую раку в церкви. Историю мученической смерти Св. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе, а с одиннадцатого века монастырь Преображения стал известен как монастырь Св. Екатерины.

Монастырь великомученицы Екатерины

Поселили нас в гостинице. Побыли на вечерней службе, затем утром на литургии, а ночью, часа в два 4 декабря собрались идти на гору Синай. Пока мы собирались, пришел юноша-бедуин и сказал, что будет сопровождать нас на гору. Откуда он взялся, и кто его послал, так мы и не узнали. Видно у них своя почта. Когда Юстиниан построил монастырь, он поселил рядом с ним около двухсот семей, привезенных из Анатолии и Александрии. Этим семьям было поручено охранять монастырь и обслуживать его. Нынешние слуги монастыря - потомки тех семей. И вот один из этих потомков вывел нас за ограду монастыря, где нас уже ждали верблюды с погонщиками. Св. гора Синай эта как бы св.гора Афон, для женщин.

Подъем на Синай
В путь, на "Корабле пустыни"
Те, у кого было больше сил пошли пешком, остальные сели на " корабли пустыни". Оказалось, что верблюд сначала встает на задние ноги и тогда тебе кажется, что ты стремительно летишь вперед и в низ, но успеваешь схватиться за ручку на седле и погонщик помогает не свалиться. Затем верблюд встает на передние ноги и важно-важно поднимает голову и начинает медленно передвигать ноги, словно балерина. Если погонщик начинает его торопить, он делает быстро два-три шага и опять "плывет", ему торопиться некуда. Обычно в такое путешествие берут с собой фонарики, лучше те, которые прикрепляются на лбу, но нам они не понадобились, так как опять нас сопровождала огромная луна, и было видно каждый камешек. Не доходя до вершины, наш караван остановился, дальше шли высокие ступени, и идти надо было самим. На горе холод и ветер, высота 2285 м над уровнем моря. Одели на себя все, что могли, и все равно мерзли. Декабрь. Непрестанная молитва и непрерываемое движение помогли подняться вверх. Там в бедуинской палатке дождались, когда собрались все, и пошли в Троицкий храм. Нам повезло. Еще там, внизу, по приезде нас встретили два русских брата иеромонаха Иоанн и Иаков, которые подвизаются в монастыре. Они-то и дали нам ключи от храма. Вот мы и на вершине горы, где Господь дал Моисею Скрижали Завета. В сердце страх и трепет, и ощущение своего недостоинства находиться на этом святом месте. Литургия на Святой горе в Праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы не забудется никогда. В храме творилась молитва, а за стенами храма туристы поклонялись солнцу. Кто, зачем пришел. После службы на горе никого уже не было, а у конца ступенек нас ждали бедуины. Всю ночь. Отказать им было невозможно, и мы опять сели на верблюдов. Теперь верблюды пошли вниз с горы, и было ощущение, что ты вот-вот упадешь либо вперед, либо в пропасть. Держаться приходилось за седло и впереди и сзади себя. Некоторые не выдерживали, слезали и шли пешком. У меня тоже появилось желание слезть, но погонщик с такой мольбой посмотрел мне в глаза, что я решила дотерпеть до конца. Дело в том, то у них не свои верблюды, а хозяина и они у него работают как таксисты. Наверно для него это было важно довести меня до монастыря. Мы расстались большими друзьями и позже, когда мы встретились с ним в деревушке Сан-Катрин, он оставил своих друзей и с радостью подошел поздороваться с нами. Глаза его сияли.

В монастыре много святых икон. При входе в храм - большая икона в центре - Спаситель, с одной стороны пророк Моисей, снимающий обувь, а с другой Св. Екатерина. В самом храме целая галерея старинных икон. Во дворе здание Костницы, где отдельно собраны черепа и отдельно кости монахов монастыря. Там за большим стеклом находятся мощи отшельника Стефаноса, жившего в шестом веке, в черных монашеских одеждах и с белым крестом на головном уборе, Об этом отшельнике писал Иоанн Лествичник. На втором этаже Костницы - храм мученика Трифона, где тоже служилась литургия.

Храм на месте пещеры преподобного Иоанна Лествичника
Храм на месте пещеры прп. Иоанна Лествичника

Побывали мы и у пещеры Иоанна Лествичника. Она находится в нескольких километрах от монастыря. Нас туда провожали бедуинские дети. У одного из них не было даже обуви, он бежал за нами босиком, тогда как мы шли в зимних сапогах. Рядом с пещерой построен храм. Зайти в него не удалось, потому пропели молебен на улице, долго стояли молились, такая там благодать, что и уходить не хотелось.

Два святых места посетили мы еще. Это оазис Фаран, где жила Агарь, когда ее изгнал Авраам и монастырь вмч. Георгия Победоносца. Когда мы подъехали к монастырю, то увидели большой шатер, в котором совершалась трапеза. Нас пригласили зайти. Оказалось, что сюда прибыли два Патриарха - Вселенский Варфоломей и Александрийсий Павел, которые по пути в монастырь Св. Екатерины остановились здесь. После трапезы удалось получить благословение у патриарха Вселенского. Потом пошли в монастырь. Там в особой комнате находятся мощи основателя монастыря, у которых сохранилась не только кожа, но и борода. Его так и зовут "бородатый монах".

И, наконец, сам праздник, ради которого мы приехали сюда, память Святой Великомученицы Екатерины. Множество духовенства, гостей. Из русских были только мы. Пели два клироса. Служба прошла на одном дыхании. Все причастились. Отец Иоанн позволил нам еще раз приложиться к мощам, и, получив благословение у Святой, мы отправились в Шарм эль Шейх, откуда и начинался наш путь. Неделя пролетела как один день, но в сердце навсегда останется это святое место на земле.